Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для организации образовательной деятельности имеется два типовых здания общей площадью 9572 м2: трехэтажное кирпичное здание по адресу ул. Набережная, д. 20 и двухэтажное по ул. Московская 14 для обучающихся начального основного, общего основного и среднего общего образования.
Общее количество аудиторий для проведения занятий и лабораторий - 53 с общей площадью 2932 м2. В школе имеется 2 кабинета информатики, кабинет технологии, слесарная и столярная мастерские, 2 спортивных зала площадью 262 м2 и 162 м2, 3 спортивных площадки, 2 столовые на 250 и 120 посадочных мест, 2 школьных библиотеки с фондом 37404 книги, административные и служебные помещения.
| В здании по ул. Набережная,20 | В здании по ул. Московская,14 |
Оборудованные учебные кабинеты
В здании начальной школы каждый кабинет оборудован компьютером, проектором, имеются наборы таблиц по отдельным предметам, дидактические материалы. Учебные кабинеты старшей школы оснащены необходимым оборудованием на 95%.
Объекты для проведения практических занятий
Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических видов занятий, работ в соответствии с рабочими программами учебных предметов инвариантной части учебного плана. Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-методическими материалами, инструментами соответствующие требованиям для реализации базового уровня общего образования. В школе есть кабинет кулинарии и кабинет шитья для девочек, мастерские для мальчиков, кабинет химии и кабинет биологии, два кабинета физики и два кабинета информатики, четыре кабинета иностранного языка/
Библиотека
Библиотека расположена на 1 этаже здания. Занимает изолированное помещение.
Режим работы библиотеки: понедельник - пятница с 8-00 до 16-00
Характеристика материально-технической базы библиотеки:
Общая площадь: абонемент – 54кв.м., читальный зал - 46,5кв.м., книгохранилище - 22,9кв.м.
Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям - 18 светильников по 2 лампы.
Библиотечное оборудование:
столы для читателей - 15
Число посадочных мест - 30
стулья - 30
стеллажи – 4 (односторонние), 12 (двухсторонние)
каталожный шкаф - 21 ящиков
стенка из трех шкафов
тумба под телевизор - 1
столы - 3
книжные шкафы - 2
выставочные стеллажи - 3
Технические средства:
телевизор, 2 компьютера, рабочее место библиотекаря, копировальная машина, магнитофон, видеомагнитофон, слайдпроектор, мультимедиапроектор
Сведения о фонде библиотеки
Библиотечный фонд (на 01.04.2023г.):
Учебники - 11077 экземпляров
Художественная литература – 20395 экземпляра
Методическая литература – 176экземпляра
Справочная литература – 739 экземпляр
Краеведческая литература - 206 экземпляра
Объекты спорта
В образовательном учреждении имеется два спортивных зала, оборудованных необходимым спортинвентарём для занятий физической культурой. На территории школы есть две универсальных спортивных площадки, поле для мини-футбола, а так же площадка для занятия воркаутом . Специальные объекты спорта коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют
- 2 спортивных зала
- 2 универсальных спортивны площадки
- 1 поле для занятия мини-футболом
- 1 площадка для занятия воркаутом
Средства обучения и воспитания
Средства образования включают в себя организационные формы,средстваобучения, методыобученияивоспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.
Средстваобучения— это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения целей.
Средство обучения– разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся наматериальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Идеальные средства обучения | Материальные средства обучения |
1 уровень – на уроке: | |
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке. | Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО. |
2 уровень – учебный предмет: | |
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. | Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету). |
3 уровень – весь процесс обучения: | |
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований. | Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения. |
Воспитание— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание, так или иначе, присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.
В самом широком смысле воспитание, как его трактуетпсихологическая наука, есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, егоинтериоризация, т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.
Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.
Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.
Воспитательный процессреализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:
-определение целей и задач;
-разработка содержания воспитания, его основных направлений;
-применение действенных методов;
-формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.
Воспитание— процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.
Выделяют:
-воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание ссоциализацией;
-воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
-воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.
Факторы воспитания— представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.
В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.
Методы и средства воспитания
Метод воспитания— это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Средство воспитания— это совокупность приемов.
Факторы, определяющие выбор методов воспитания:
-Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
-Содержание воспитания.
-Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
-Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
-Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
-Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
-Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
-Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
-Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
-Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
Классификация методов воспитания
Классификация методов— это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
По характеруметоды воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
По результатамметоды воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
-влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
-влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
Классификация методов воспитанияна основе направленности:
-Методы формирования сознания личности.
-Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
-Методы стимулирования поведения и деятельности.
Оговорённые выше средства обучения и воспитания по возможности и необходимости используются в нашей школе: различные формы организации, взаимодействия, контроля, мониторинга, индивидуальной работы; технологии обучения и воспитания, направленные на формирование УУД и личностного развития; ИКТ, как средства информации в образовании; связь с социумом; семьёй, как основным средством воздействия на процессы обучения и воспитания; различные психолого-педагогические приёмы в школьной среде; коммуникация со сверстниками и пр.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Учреждение имеет доступ к сети Интернет. Учреждением заключен договор с компанией «Ростелеком». В здании начальной школы тариф "Школьный Интернет" с технологией предоставления доступа хDSL, в здании основной школы скоростной Интернет 100 Мбит/сек. В единую локальную сеть объединены компьютеры администрации и бухгалтерии все они имеют выход в Интернет (6 компьютеров). Выход в Интернет имеют все компьютеры компьютерных классов .
В свободном доступе для учащихся 2 компьютерных класса. Ученики имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после уроков в компьютерном классе согласно графика работы. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач. В МБОУ СО школа п. Уральский реализована федеральная программа по фильтрации доступа к Интернету учащихся по каналам ЕСПД.




